ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА
ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА
организации деятельности
Детской художественной школы г. Астаны
І. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила определяют деятельность детской художественной школы (ДХШ) – являющейся Государственным коммунальным казенным предприятием.
1.2. ДХШ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, Положением о деятельности внешкольных организаций (постановлением Правительства РК №849 от 22 июня 2001 года), приказом Министерства образования и науки РК № 669 от 14 августа 2001г. «Об утверждении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность внешкольных организаций», настоящими Правилами и Уставом ДХШ.
1.3. В ДХШ реализуются художественные образовательные программы дополнительного развития в целях всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей граждан, общества, государства.
1.4. Основными задачами ДХШ являются:
-обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей и юношества, реализации их способностей;
-адаптации их к жизни в современном обществе;
-формирование гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни подрастающего поколения;
-создание условий для освоения художественных начальных образовательных программ;
-развитие творческих возможностей личности, формирование прочных основ нравственности, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
-приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры;
-воспитание у детей любви и интереса к искусству;
-изучение истории искусств, обычаев и традиций казахского и других этносов;
-воспитание высокой духовности, эстетических вкусов на лучших образцах общечеловеческих эстетических ценностей;
-углубление знаний по основам наук, формирование и развитие творческого мышления и способностей, профессиональная ориентация;
-воспитание активных пропагандистов эстетических знаний, подготовка наиболее одаренных детей к поступлению в специализированные учебные заведения.
ІІ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. ДХШ – является организацией образования, юридическим лицом, которое реализует образовательные программы и обеспечивает обучение и воспитание обучающихся.
2.2. Право на ведение образовательной деятельности в ДХШ возникло с получением лицензии в порядке, установленном законодательством РК («Об утверждении Правил лицензирования образовательной деятельности», утвержденный Правительством РК от 18 апреля 2000 года № 596 и положение «О порядке лицензирования образовательной деятельности», утвержденное постановлением Кабинета Министров РК от 13 июля 1993г. № 597.)
2.3. Статус ДХШ – «Государственное коммунальное казенное предприятие», которое отражает свою деятельность в «Уставе ДХШ» с учетом требований Закона об образовании, типового положения об организациях образования соответствующего типа, утвержденных Правительством РК.
ДХШ создана в организационно-правовой норме, предусмотренной законодательством Республики Казахстан, руководствуясь статьями 42 и 45 Гражданского Кодекса Республики Казахстан и в целях реализации Законов Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», «Об образовании» при наличии материальной базы (помещения, специального оборудования) и педагогического состава.
2.4. Подтверждение или изменение статуса ДХШ осуществляется по итогам государственной аттестации.
2.5. В отдельных случаях особый статус может быть предоставлен Президентом Республики Казахстан, который утверждается Правительством РК.
III. ОБУЧЕНИЕ
3.1. На основе принципа непрерывного образования и преемственности образовательных программ, в ДХШ устанавливается четыре ступени обучения с казахским и русским языком обучения.
ПРИМЕЧАНИЕ: далее везде в скобках указана часовая недельная нагрузка для каждой дисциплины.
3.2. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КУРС – I ступень, задачей которого является первоначальное эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Принимаются дети с 6 до 10ти лет. В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное развитие эстетического восприятия, творчества и нравственного отношения к жизни.
Формируются следующие возрастные группы:
- Возрастные группы 6-8 лет (1-2 классы)
и Возрастные группы 9-10 лет (3-4 классы);
учебная нагрузка – 10 часов в неделю;
дисциплины: рисование (4 часа), ДПИ (3 часа), лепка (3 часа).
3.3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС («0» курс) – II ступень. Принимаются дети, имеющие общеобразовательную подготовку не менее 4 классов начальной школы.
Возраст 11 лет (5-ый класс).
Учебная нагрузка – 10 часов в неделю.
Дисциплины: рисунок (3 часа), живопись (2 часа), скульптура (2 часа), основы композиции и ДПИ (3 часа).
3.4. ОСНОВНОЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ – ІІІ ступень (4 ГОДА).
На 1 курс III-ей ступени принимаются дети, имеющие общеобразовательную подготовку не менее 5 классов, желающие развить художественные способности.
Возраст 12 – 13 лет (6 – 7 классы).
Учебная нагрузка – 13 часов в неделю.
Дисциплины: рисунок (3 часа), живопись (3 часа), скульптура (2 часа), станковая композиция (4 часа), история искусств (1 час).
На 2 курс III-ей ступени переводятся обучающиеся, успешно закончившие 1 курс. Учебная нагрузка – 13 часов в неделю.
Дисциплины: рисунок (3 часа), живопись (3 часа), скульптура (2 часа), станковая композиция (2 часа), прикладная композиция (2 часа), история искусств (1 час).
На 3 курс III-ей ступени переводятся обучающиеся, успешно закончившие 2 курс. Учебная нагрузка – 14 часов в неделю.
Дисциплины: рисунок (4 часа), живопись (3 часа), скульптура (2 часа), станковая композиция (2 часа), история искусств (1 час), прикладная композиция (2 часа),
На 4 курс III-ей ступени переводятся обучающиеся, успешно закончившие 3 курс. Учебная нагрузка – 14 часов в неделю.
Дисциплины: рисунок (4 часа), живопись (3 часа), скульптура (2 часа), композиция – дипломный проект (2 часа), история искусств (1 час), прикладная композиция (2 часа).
3.5 ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ КУРС (5 курс) – IV ступень (дополнительное обучение). Принимаются выпускники ДХШ и другие желающие усовершенствовать свои навыки или подготовиться к поступлению в специализированные ВУЗы.
Возраст от 16 и старше.
Учебная нагрузка – 13 часов в неделю.
Дисциплины: рисунок (4 часа), живопись (4 часа), композиция (4 часа, по выбору учащихся – станковый или прикладной характер).
IV. ЛЕТНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ.
4.1. В период летних каникул ДХШ организует работу по двум направлениям:
- организация содержательного досуга детей в летние месяцы;
- подготовка абитуриентов к поступлению на 1 курс ДХШ.
4.2. В рамках летних учебно-познавательных курсов организуются группы, кружки, секции, по всем направлениям обучения в ДХШ для обеспечения свободного выбора детей, в соответствии с их интересами, запросами и возрастными категориями. Принимаются дети 6–16 лет.
4.3. На летние подготовительные курсы принимаются дети возрастных категорий 12–14 лет, не проходившие подготовку на I и II-ой ступенях ДХШ и желающие подготовиться к поступлению на 1 курс III-ей ступени. Абитуриенты, закончившие летние подготовительные курсы и аттестованные по результатам курсов, зачисляются на 1 курс без вступительных экзаменов (см. пункт 7.11.).
V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
5.1. ДХШ осуществляет работу, направленную на совершенствование образовательного процесса, учебных программ, форм и методов обучения, научной работы, педагогического мастерства.
5.2. Научно-методическая работа в ДХШ осуществляется по следующим направлениям:
- изобразительное искусство;
- художественно-техническое;
5.3. Соответственно этим направлениям, научно-методическая деятельность школы имеет следующую структуру:
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
5.3.1. Методическое объединение изобразительного искусства включает методсекции:
-рисунка и графики;
-живописи;
-скульптуры;
-станковой и прикладной композиции;
-истории искусства;
5.4. Методические секции, методобъединения создают и внедряют (после утверждения Методсоветом) научно-методические разработки преподавателей и методпособия в целях совершенствования учебного процесса.
5.5. Научно-методический совет обеспечивает внедрение таких современных форм обучения, как «мастер-класс» с ведущими специалистами города (художниками, дизайнерами, архитекторами и т.д.), а также дистанционное обучение в режиме «Онлайн» с другими родственными учебными заведениями Казахстана и зарубежья.
5.6. ДХШ оказывает методическую помощь преподавателям ИЗО и черчения города, рецензирует методические разработки в области художественного творчества, координирует внедрение опыта внешкольной работы.
VI. ПРАКТИКА (пленэр, музейная)
6.1. Профессиональная практика является частью подготовки обучающихся в ДХШ, направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков.
6.2. Виды, сроки, объем и содержание практики определены учебным планом и программой и обязательны для всех.
6.3. Для проведения практики ДХШ на договорной основе определяет организации в качестве баз практики, согласовывает с ними программы и календарные графики прохождения практики. В договоре определяются обязанности ДХШ, обучающихся и организаций, являющихся базами практик (приложение №1).
6.4. Затраты на практику предусматриваются дополнительными родительскими взносами и организациями, являющимися базами практик. Размеры этих расходов определяются заключенными договорами.
6.5. Ответственность за подготовку и проведение практики несут администрация ДХШ, руководители практик и организация — база практики.
6.6. По итогам прохождения летней практики осуществляется экзаменационный просмотр работ, а по итогам музейной практики – самостоятельная письменная работа обучающихся (реферат).
6.7. Обучающиеся, освобожденные администрацией ДХШ по уважительной причине на основании заявления родителей от прохождения летней учебной практики под руководством преподавателя, обязаны представить к началу учебного года работы, выполненные ими самостоятельно в летний период в объеме, установленном программой летней практики.
6.8. Оценки за работы, выполненные в период летней практики, учитываются при выведении годовых оценок.
6.9. Обучающиеся обязаны строго соблюдать правила поведения для обучающихся на пленэре, музейной практике (приложение № 2).
6.10. В качестве баз практики предполагаются лагеря летнего отдыха, крупнейшие музеи Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, проектные организации, рекламные бюро и т.д.
VII. ПРИЕМ И ОТЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7.1. Правом поступления в ДХШ пользуются дети всех граждан РК (также граждан других стран, законно проживающих на территории Казахстана), проявившие способности к изобразительному искусству и не имеющие физических недостатков, препятствующих профессиональным занятиям.
7.2. Формирование групп основано на добровольном выборе детей, согласно возрастным категориям.
7.3. Основной срок обучения на третьей ступени ДХШ – 4 года, по окончании которого выдается документ установленного образца (см. раздел IX).
7.4. Общее среднее образование учащиеся ДХШ получают в школах системы Министерства образования и науки РК.
7.5. Языковая политика в ДХШ осуществляется в соответствии с Конституцией РК и законодательством РК (Закон РК от 11 июля 1997г. №151-1 «О языках в Республики Казахстан»).
7.6. ДХШ обеспечивает знание и развитие казахского языка, как государственного.
7.7. При приеме детей в ДХШ последняя знакомит родителей или иных законных представителей с Уставом ДХШ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, настоящими Правилами и другими документами, регламентирующими порядок приема и организацию учебно-воспитательного процесса.
7.8. Порядок приема детей в ДХШ, не урегулированный законом «Об образовании», устанавливается учредителем и закрепляется в Уставе ДХШ и Договоре об образовательных услугах.
7.9. Учредитель устанавливает порядок приема, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
7.10. Поступающие на 1 курс третьей ступени ДХШ подвергаются экзаменам, выясняющим их способности к изобразительному творчеству. Приемные экзамены проводятся:
- по рисунку, живописи и композиции (в объеме программы первых пяти классов общеобразовательной школы).
7.11. Правом зачисления на 1 курс III-ей ступени без экзаменов пользуются учащиеся, успешно закончившие I-II ступень или летние подготовительные курсы.
7.12. Из числа абитуриентов, выдержавших приемные испытания на третью ступень, в первую очередь зачисляются дети, получившие наиболее высокие оценки.
7.13. Приемные экзамены проводятся комиссией, назначаемой директором в составе зам. директора по УВР и 2-3х преподавателей под председательством директора.
7.14. Зачисление учащихся в ДХШ на основной курс обучения производится приказом директора, на основании результатов приемных экзаменов и должно быть закончено к началу учебного года. На 2-3ий курсы могут быть зачислены абитуриенты старше 8-го класса, показавшие на экзаменах высокий уровень предварительной подготовки.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Директору школы предоставляется право в отдельных исключительных случаях производить:
а) прием учащихся на третью ступень обучения в течение всего учебного года по результатам вступительных экзаменов, с установлением испытательного срока до результатов первого экзаменационного просмотра;
б) перевод из других художественных школ, школ искусств при наличии соответствующих документов об успеваемости, с установлением испытательного срока до результатов первого экзаменационного просмотра;
в) восстановление ранее отчисленных учащихся по заявлению родителей на тот уровень, с которого было произведено отчисление.
7.15. Повторная сдача приемных экзаменов в один и тот же год не разрешается.
7.16. При определении детей в школу родители должны предоставить:
- заявление на имя директора (приложение №3);
- заключение государственного лечебного учреждения о здоровье ребенка (педиатр или невропатолог, ЛОР, окулист);
- справку с места учебы из общеобразовательной школы;
- две фотографии 3х4;
- копию свидетельства о рождении;
- копию удостоверения личности одного из родителей;
- скоросшиватель;
- ИИН ребенка.
7.17. Учащиеся отчисляются в случаях:
- неявки без уважительной причины более одного месяца;
- отказа от продолжения учебы в связи с изменением условий обучения;
- неудовлетворительного поведения или срыва учебного процесса;
- алкогольного или наркотического опьянения;
- невыполнения учебного плана, в соответствии с пунктом 8. 20.
- двух выговоров (или однократного грубого нарушения обязанностей);
- неоплаты за обучение (согласно двухстороннего «Договора о предоставлении платных услуг по обучению»).
VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
8.1. Учебно-воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе государственных стандартов дополнительного образования.
8.2. Освоение образовательных программ завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников.
8.3. ДХШ самостоятельна в выборе форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
8.4. Дисциплина в ДХШ поддерживается на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. Оценка по поведению выставляется в табеле учащихся каждую четверть зам. директора по ВР по согласованию с классными руководителями.
8.5. Родителям и иным законным представителям несовершеннолетних обучающихся обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
8.6. Учебный процесс в ДХШ организуется с учетом распорядка занятий в общеобразовательных школах.
8.7. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю по 3-4 часа в день (в соответствии с учебным планом школы и расписанием занятий).
8.8. Для обеспечения учебного процесса и полноценного усвоения обучающимисяучебных программ устанавливаются следующие формы работы:
- групповые занятия с преподавателями – уроки (лекционно-практические, практические занятия, лекция, контрольная работа, зачет, тестирование и др.);
- самостоятельная работа обучающихся;
- групповые занятия с преподавателем в период практики (пленэр, музейная практика);
- экзаменационные просмотры (полугодовые и годовые с отбором комиссией лучших работ обучающихся для выставочно-методического фонда);
- выставки учебных и самостоятельных работ обучающихся.
Допускается сочетание различных форм обучения. Воспитательные программы в ДХШ являются составляющими образовательных программ и направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а так же на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.
8.9. В течение учебного года проводятся отчетные выставки лучших работобучающихся школы.
8.10. Экзаменационные просмотры проводятся два раза в год после 2-ой четверти и в конце учебного года комиссией, назначенной директором, под председательством директора ДХШ.
8.11. Оценка экзаменационных работ учащихся проводится по результатам голосования. В случае разногласия вопрос об оценке решается директором школы, который имеет право 2х голосов.
8.12. Переводные и выпускные экзамены (просмотры) в ДХШ проводятся в сроки, установленные администрацией школы.
8.13. Перевод учащихся на следующие курсы производится приказом директора после обсуждения Педсоветом результатов годовых просмотров, летней практики и выведения годовых оценок.
8.14. Успеваемость и поведение учащихся оценивается по цифровой пятибалльной системе оценками: «неудовлетворительно», 3,4,5.
8.15. Для учета посещаемости и успеваемости учащихся ДХШ ведутся классные журналы (приложение №4) и устанавливаются следующие виды оценок:
- текущие оценки (выставленные преподавателем за каждое очередное занятие);
- четвертные (выставленные преподавателем в конце каждой четверти);
- семестровые оценки полугодового и годового просмотров (выставленные экзаменационной комиссией в экзаменационных листах – приложение №5);
- годовые (выставленные классным руководителем на основании шести-семи оценок: четвертных, семестровых просмотров и оценок по результатам летней практики);
- итоговые, выставленные по окончании школы на основании годовых оценок за 4-ый курс и защиты дипломного проекта.
8.16. Четвертные, семестровые, годовые и итоговые оценки заносятся в экзаменационную ведомость, классные журналы и табеля учащихся.
8.17. В конце каждой четверти учащимся оформляется табель с проставленными оценками успеваемости и поведения, подписанный классным руководителем и заместителем директора по УР. Табель каждую четверть подписывается родителями (приложение №6).
8.18. Обучающиеся, выполнившие учебный план по всем дисциплинам и получившие годовые оценки не менее «3», переводятся в следующий курс.
8.19. Аттестация учащихся, не выполнивших учебный план по болезни и другим уважительным причинам (по предоставлении документа), рассматривается в индивидуальном порядке и оформляется приказом директора на основании решения педсовета.
8.20. Обучающиеся, систематически не выполняющие учебный план по ряду дисциплин в течение всего года и имеющие итоговые оценки ниже «3» подлежат отчислению.
8.21. Обучающимся, получившим на годовом просмотре оценку ниже «3» по одному или более предметам, не уложившимся в сроки, установленные на пересдачу, дается работа в объеме задания, по которому получена неудовлетворительная оценка, в летние месяцы на платных дополнительных курсах с последующей аттестацией.
8.22. В исключительных случаях при заболеваниях обучающихся в период летней практики директору школы, на основании заключения педсовета, предоставляется право перевода обучающихся на следующий курс без прохождения летней практики на основании четвертных и семестровых оценок (не ниже «4»), при условии полного выполнения учебного плана по всем дисциплинам.
8.23. Обучающиеся на 4 курсе, не выполнившие учебный план, имеющие задолженность по оплате за два месяца, к защите персонального проекта не допускаются.
8.24. Условные переводы с курса на курс не допускаются.
8.25. Обучающиеся, получившие годовые оценки по всем предметам и по поведению «5», приказом директора на основании заключения педсовета награждаются похвальными грамотами.
8.26. Обучающимся, выполнившим все требования учебного плана в полном объеме и защиту дипломного проекта, выдаются свидетельства об окончании ДХШ по единой форме, утвержденной Министерством образовании и науки РК.
8.27. В свидетельстве об окончании ДХШ выставляются итоговые оценки за 4-ый курс по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом, и оценки защиты дипломного проекта.
IX. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
9.1. ДХШ выдает гражданам, прошедшим основной курс обучения в полном объеме и итоговую государственную аттестацию (защиту персонального проекта), документыустановленного образца (Свидетельство, приложение №7) с указанием аттестации по всем дисциплинам учебного плана 4-го (выпускного) курса.
ПРИМЕЧАНИЕ: Обязательное условие получения Свидетельства – отбор экзаменационной комиссией от 50% до 100% дипломного проекта каждого выпускника. Форма документов установленного образца и порядок их выдачи определяются Правительством РК. (Постановление Правительства РК от 25 августа 1999г. №1236 «О формах документов государственного образца и порядок их выдачи»).
9.2. Документ установленного образца (Свидетельство) о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в организациях образования последующего уровня.
9.3. Обучающимся, не завершившим образование в ДХШ, выдается копия табеля или справка.
9.4. Обучающимся, завершившим дополнительный подготовительный 5-ый курс IV-ой ступени, выдается сертификат ДХШ с указанием дисциплин.
9.5. Документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, признаются на территории Республики Казахстан, в порядке установленном центральными исполнительными органами в области образования.
9.6. В случае потери документа установленного образца (Свидетельства), ДХШ выдает дубликат при предоставлении заявления на имя директора с указанием причины потери, справку из УВД (в случае кражи), справку СВПЧ (в случае пожара), справку стола находок, вырезку из газеты с объявлением о пропаже документа.
X. ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
10.1. Интересы обучающихся и работников ДХШ представляют органы общественной самодеятельности и общественного самоуправления: педагогический совет, научно-методический совет и родительский комитет.
10.2. Родительский комитет, являясь органом родительской общественности, оказывает содействие школе:
-
в осуществлении воспитания и обучения детей, занимающихся в школе;
-
в организации и проведении педагогической пропаганды среди родителей в области воспитания детей в школе, семье и в повышении ответственности родителей за воспитание своих детей.